Главные события Профсоюза в 2020 году Главные события Профсоюза в 2020 году

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 2020 ГОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО
ПРОФСОЮЗА ОБРАЗОВАНИЯ

В рамках публичного отчета Центрального Совета Профсоюза за 2020 год определены следующие основные события:

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ТАКТИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ РАЗВИТИЯ ПРОФСОЮЗА

 

Утверждение Декларации и приоритетных направлений деятельности Профсоюза

Делегаты VIII Съезда Профсоюза (2020 г.) утвердили Декларацию Профсоюза, которая является стратегическим ориентиром в работе организации на всех уровнях её структуры. В этом документе, рассчитанном на долгосрочную перспективу, изложены миссия, принципы, ценности и приоритеты Профсоюза, а также методы его работы. Кроме того, утверждены приоритетные направления деятельности Профсоюза на 2020-2025 гг., в которых предусмотрено продолжение реализации федерального проекта

"Цифровизация Профсоюза", а также дан старт проектам "Профсоюзное образование" и

"Профсоюз - территория здоровья"

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ВНУТРИСОЮЗНОЙ РАБОТЫ

 
     

Утверждение и государственная

регистрация новой редакции

Устава Профсоюза

На VIII Съезде Профсоюза 14 октября 2020 года были внесены изменения и утвержден в новой редакции основной организационно-правовой и правоустанавливающий документ организаций Профсоюза и Профсоюза - Устав Профсоюза. Положения Устава Профсоюза регулируют деятельность профсоюзных организаций всех уровней организационной структуры и их выборных профсоюзных органов, а также цели, задачи, предмет и принципы деятельности Профсоюза.

Новая редакция Устава Профсоюза направлена на совершенствование и укрепление внутрисоюзной структуры и деятельности организаций Профсоюза и Профсоюза и, в свою очередь, на усиление защиты и повышение эффективности действий Профсоюза по представительству прав и интересов членов Профсоюза в целом.

 
 

АКТУАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ПРИЕМА В ЧЛЕНЫ ПРОФСОЮЗА В ПЕРИОД

НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ,

СЛОЖИВШЕЙСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)

 

Введение возможности приема в члены Профсоюза в дистанционном режиме

В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, сложившейся в результате распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обострился вопрос актуализации условий приема в Профсоюз как работников, так и обучающихся образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.

В Профсоюзе проведена правовая оценка возможности приема в члены Профсоюза в дистанционном режиме, разработаны методические рекомендации, проведена серия вебинаров для председателей первичных профсоюзных организаций. Благодаря этому в настоящее время в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий применяются предложенные актуальные варианты приема в Профсоюз в таком формате.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

 

Разработка и заключение отраслевых соглашений

с ведущими социальными партнёрами

на среднесрочную перспективу

В 2020 году Общероссийским Профсоюзом образования заключено Отраслевое соглашение по организациям, подведомственным Минпросвещения России, на 2021-2023 годы, разработано и готовится к подписанию Отраслевое соглашение по организациям, подведомственным Минобрнауки России, на 2021-2023 годы. В этих Соглашениях определены обязательства сторон по вопросам трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образовательных организаций.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДЕКВАТНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ

 
 

1 июня 2020 г. Минюст России зарегистрировал1приказ Минтруда России о признании утратившим силу профстандарта для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава2. Профсоюз был одним из инициаторов3 этого решения, так как требования к образованию и обучению педагогов из числа ППС имели непродуманный и произвольный характер4.

Одновременно следует учесть, что поскольку, согласно Федеральному закону от 02.05.2015 г. 122-ФЗ, из правового регулирования исключены требования

 

Упразднение профессионального стандарта

"Педагог профессионального обучения, профессионального

образования и дополнительного профессионального образования"

о применении профессиональных стандартов при формировании кадровой политики, управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления, то при решении указанных вопросов необходимо по-прежнему руководствоваться:

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих - раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"5;

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих - раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"6.

 
             

1

Регистрационный 58533.

2

Приказ Минтруда России от 26 декабря 2019 г. 832н "О признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 5от 8 сентября 2015 г. 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования".

3

Письмо Профсоюза (Куприянова Т.В.) от 18 декабря 2019 г. 726 "О несогласовании проекта разъяснений применения профессионального стандарта" в адрес Минобрнауки России, в котором Профсоюз "настаивал на признании утратившим силу приказа Минтруда России от 8 сентября 2016 г. 608н", а также пункт 4.2 протокола заседания Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (с участием Г.И. Меркуловой) от 5 декабря 2019 г. 41.

4

Их смысл состоял в том, что к преподаванию по программам СПО должны были допускаться только лица, имеющие либо СПО, либо

ВО - бакалавриат и прошедшие при этом профессиональную переподготовку. Получалось, что, к примеру, преподаватель, имеющий ВО - специалитет, формально не соответствовал требованиям профстандарта. В свою очередь для допуска к преподаванию даже при наличии профильного образования (!) практически все категории ППС обязаны были пройти переподготовку , то есть получить ДПО в объёме не менее 250 часов. С учётом того, что денежные средства на реализацию этих задач фактически не выделялись, то педагоги из числа ППС должны были пройти переподготовку за счёт собственных средств (по принципу: чем дешевле, тем лучше), либо могли быть признанными с 1 января 2020 г. несоответствующими занимаемым должностям.

5

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. 1н.

6

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. 761н (с дополнениями).

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КЛАССНОЕ

РУКОВОДСТВО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ,

И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИЗБЫТОЧНЫХ БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Упорядочение обязанностей

педагогических работников,

осуществляющих классное руководство

В 2020 г. Профсоюз принял непосредственное участие в подготовке

методических рекомендаций Минпросвещения России по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях. По настоянию Профсоюза в документе было указано, что эта категория педагогических работников самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, а также заполняет и составляет только 2 вида документации - классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка и план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

1

Приложение к согласованному с Г.И. Меркуловой письму Минпросвещения России (Басюк В.С.) от 12 мая 2020 г. ВБ-1011/08

"О методических рекомендациях" в адрес органов исполнительной власти РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

 

Издание Профсоюзом

Информационный бюллетеня

"Классное руководство в государственных

образовательных

организациях, реализующих

образовательные программы

начального общего, основного

общего и среднего общего образования, в том числе

адаптированные основные общеобразовательные программы".

В целях оказания помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям общеобразовательных организаций, региональным, территориальными первичным профсоюзным организациям в решении вопросов, возникающих в связи с выплатой вознаграждения за классное руководство совместная с Минпросвещения России подготовка Разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций. (письма: Минпросвещения России ВБ-1159/08 от 28.05.2020г.; ЦС Профсоюза 247 от 29.05.2020 г.; Минпросвещения России ВБ-1700/08 от 07.09.2020 г.; ЦС Профсоюза 434 от 08.09.2020 г.).

СОДЕЙСТВИЕ СОБЛЮДЕНИЮ ТРУДОВЫХ ПРАВ И ГАРАНТИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

 
 

В условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19 Профсоюз организовал "Горячую линию" по разъяснению непосредственно работникам образовательных организаций, обращающихся в Профсоюз, их трудовых прав, связанных с регулированием рабочего времени, оплатой труда, предоставлением отпусков и других вопросов. На сайте Профсоюза публиковались специальные выпуски ответов по наиболее часто встречающимся вопросам в виде соответствующих сборников или отдельных

 

Проведение информационно-

разъяснительной работы

по организации труда

и отдыха работников

в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

разъяснений, в том числе связанных с особенностями труда и отдыха в периоды каникул, установленных для обучающихся, отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям1, а также при переводе работников на дистанционную работу2.

По предложению Минпросвещения России подготовлены совместные с Профсоюзом разъяснения по актуальным вопросам, связанным с защитой трудовых прав работников. Все нормативные правовые акты, а также разъяснения, подготовленные совместно с Минпросвещения России, включены в изданный Профсоюзом Информационный бюллетень "Ежегодные оплачиваемые отпуска работников образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение", который размещен на сайте Профсоюза.

 
         

1

Письмо Профсоюза (Меркулова Г.И.) от 23 марта 2020 г. 164 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"в адрес региональных (межрегиональных) организаций.

2

Письмо Профсоюза (Дудин В.Н.) от 9 апреля 2020 г. 190 "О необходимости соблюдения трудового законодательства образовательными организациями высшего образования при переводе работников на дистанционную работу в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"в адрес в адрес региональных (межрегиональных) организаций, председателей профсоюзных организаций работников образовательных организаций высшего образования.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕ

НЕУВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ.

Публичное привлечение внимания государственной власти и общественности

к необходимости дальнейшего совершенствования

механизмов привлечения

к ответственности за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам.

В начале 2020 года в Профсоюзе был подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам". Законопроект вызвал общественный интерес и был широко освещён и обсуждался в СМИ.

Предмет законодательной инициативы был поддержан законодательными органами государственной власти. Депутатами Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации в настоящее время внесен ряд законодательных инициатив, тематика которых тесно сопряжена с указанной проблемой в продолжении развития затронутой темы Профсоюзом1.

В частности, в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона 954048-7 "О внесении изменений в статью 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", направленный на совершенствование законодательства в сфере защиты чести и достоинства граждан, включая педагогических работников, уточнение признаков состава оскорбления, а также на усиление ответственности за оскорбление.

1

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона 954048-7 "О внесении изменений в статью 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", направленный на совершенствование законодательства в сфере защиты чести и достоинства граждан, включая педагогических работников, уточнение признаков состава оскорбления, а также на усиление ответственности за оскорбление. Соответствующий законопроект поддержан Правительством Российской Федерации (официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. З774п-П4).

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СВЯЗИ С АТТЕСТАЦИЕЙ.

Сохранение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников

с учётом квалификационной категории в условиях распространения

новой коронавирусной инфекции.

В начале 2020 года в Профсоюзе был подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам". Законопроект вызвал общественный интерес и был широко освещён и обсуждался в СМИ.

Предмет законодательной инициативы был поддержан законодательными органами государственной власти. Депутатами Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации в настоящее время внесен ряд законодательных инициатив, тематика которых тесно сопряжена с указанной проблемой в продолжении развития затронутой темы Профсоюзом1.

В частности, в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона 954048-7 "О внесении изменений в статью 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", направленный на совершенствование законодательства в сфере защиты чести и достоинства граждан, включая педагогических работников, уточнение признаков состава оскорбления, а также на усиление ответственности за оскорбление.

В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) на территории Российской Федерации и по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Министерством просвещения Российской Федерации принят приказ 713 от 11 декабря 2020 года, (зарегистрировано в Минюсте России, регистрационный 61 829 от 25 декабря 2020 года), которым предусмотрено продление действия квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 сентября 2020 г. по 1 октября 2021 г., до 31 декабря 2021 года.

1

Письмо Минпросвещения России (Басюк В.С.) и Профсоюза (Меркулова Г.И.) от 8 мая 2020 г. ВБ-993/08/221 в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

СОДЕЙСТВИЕ КОМПЛЕКСНОМУ УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПО СРАВНЕНИЮ С ТИПОВЫМИ НОРМАМИ.

Разработка макета коллективного договора общеобразовательной организации.

В целях повышения эффективности осуществления правового и методического сопровождения социального партнёрства в сфере труда на локальном уровне в системе общего образования, а также при проведении проверок соблюдения трудового законодательства в образовательных организациях Профсоюз подготовил макет коллективного договора общеобразовательной организации и рекомендовал применять его при подготовке проектов и заключении коллективных договоров в общеобразовательных организациях1.

1

Постановление Исполнительного комитета Профсоюза от 12 октября 2020 г. 3-8 "О макете коллективного договора общеобразовательной организации".

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОПУСК К ЗАНЯТИЮ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

 

При подготовке

Минпросвещения России с участием

Профсоюза Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным

программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по

общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от

18 сентября 2020 г. № 508, были учтены важные предложения Профсоюза.

В частности, по предложению Профсоюза дополнительная процедура проверки работодателем подготовленности обучающегося к педагогической деятельности с применением самостоятельно устанавливаемых работодателем форм, критериев и оценки его подготовленности была заменена на проведение собеседования с кандидатом на должность, а условие его приема на работу при наличии вакансий, учитывая особенности комплектования учительских кадров, заменено на условие, связанное с наличием потребности образовательной организации в педагогических работниках.

 

СОДЕЙСТВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ДИАЛОГА С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

ПО ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО

ДОГОВОРА С РАБОТНИКАМИ ИЗ ЧИСЛА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 
 

Проведение масштабного социологического исследования по вопросам применения

в образовательных организациях

высшего образования системы

"эффективного контракта" для обеспечения эффективного диалога с органами власти

по вопросу совершенствования порядка заключения трудового

договора с работниками из числа

профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях

высшего образования.

Результаты этого социологического исследования позволили активизировать разработку методических рекомендаций

по совершенствованию системы "эффективного контракта" рабочей группой Минобрнауки России с участием представителей КСП Профсоюза, а также способствовали разработке проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 59 и 332 Трудового кодекса Российской Федерации." Данный законопроект, предусматривающий определение нижней границы срока заключения трудового договора с работниками из числа профессорско-преподавательского состава тремя годами, был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в сентябре 2020 года сенаторами - членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации И.В. Рукавишниковой, В.В. Смирновым и находится в стадии обсуждения.

 
 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 
 

Подготовка Примерного положения об оплате труда работников

федеральных государственных бюджетных и автономных

учреждений, подведомственных

Министерству науки и высшего образования Российской

Федерации, по виду экономической деятельности "Образование",

которое предполагается утвердить приказом Минобрнауки России.

Подготовка с участием экспертов Профсоюза итоговой версии Примерного положения.

В настоящее время итоговая версия Примерного положения включает Приложение с минимальными размерами окладов, ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (уровням) для всех должностей и профессий работников образовательных организаций высшего образования. Примерное положение - лишь первый шаг по созданию единой отраслевой системы оплаты и нормирования труда работников образовательных организаций высшего образования.

 

РАСШИРЕНИЕ ПРАВ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ.

 

Включение представителей студенческих профсоюзных организаций в процесс

организации воспитательной работы в вузах.

Депутаты Государственной Думы при обсуждении проекта федерального закона

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", внесенного 22 мая 2020 года Президентом Российской Федерации, поддержали предложение Студенческого координационного совета Профсоюза (СКС), первичных студенческих профсоюзных организаций о включении в перечень общественных организаций, наряду с советами обучающихся и советами родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, получивших право принимать участие в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы, представительных органов обучающихся, которыми являются первичные профсоюзные организации студентов.

Данная инициатива СКС Профсоюза была поддержана, и поправка была учтена в тексте Федерального закона 304-ФЗ от 31.07.2020 г.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

У членов Профсоюза - руководителей детских садов и школ в 2021 году появилась

возможность воспользоваться реальной методической

помощью Профсоюза и избежать административной

ответственности ("уйти от штрафа") при посещении госинспектора

труда, не прибегая к дорогостоящим услугам коммерческих структур.

Теперь можно использовать Методические рекомендации по оценке профессиональных рисков в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации, разработанные специалистами аппарата Профсоюза, которые утверждены постановлением Исполкома Профсоюза в декабре 2020 года.1

Кроме того, работа образовательной организации, построенная на принципах данной Методики, позволит каждому работнику, члену Профсоюза внести свой конкретный вклад в совершенствование системы управления охраной труда (СУОТ) в образовательной организации и приблизиться к "нулевому травматизму".

 
                   

1

Методические рекомендации по оценке профессиональных рисков в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации. Утверждены постановлением Исполкома Профсоюза от 25 декабря 2020 г. 5-11

 

Источник: http://www.eseur.ru/Files/Glavnie_sobitiya_2020_goda52891.pdf

Профсоюз в регионах

Аппарат

Новости