О ПРОГНОЗАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ В СВЯЗИ С ОЧЕРЕДНЫМ СНИЖЕНИЕМ КОЛИЧЕСТВА УЧЕНИКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В последнее время в средствах массовой информации активно обсуждаются вопросы снижения численности учеников начальной школы в ближайшем учебном году, делаются попытки прогнозировать последствия этого процесса. При этом не учитывается кадровый дефицит в системе образования и возможности, которые позволят системе ответить на новые вызовы.

Демографические изменения и статистика

По данным, опубликованным в СМИ в конце июля, численность учеников начальной школы в этом учебном году сократится почти на 348 тысяч человек. По озвученным подсчётам, в новом учебном году более 17 тысяч педагогов начальной школы могут оказаться невостребованными, а в 2026—2027 году высвободятся ещё около 21,5 тысяч учителей. Однако, эти цифры не учитывают дефицит педагогических кадров, который испытывает российская система общего образования уже давно.

Сложившуюся ситуацию комментирует заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова:

Периодически в нашей стране происходит ощутимое изменение численности рождающихся детей и, как следствие, отложенное изменение количества учеников в общеобразовательных организациях. Это явление возникает под воздействием совокупности геополитических и социально-экономических причин. Эхо двух глубоких «демографических ям» — 1940-х и 1990-х — доходит и до нынешних поколений.

Прогнозом динамики численности населения страны, в том числе отдельных его групп, занимается Федеральная служба государственной статистики, а не Министерство просвещения Российской Федерации. Минпросвещения России и региональные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, используют эти данные и подстраивают систему общего образования с учётом прогнозов Росстата.

В преддверии учебного года профильное министерство получает информацию от каждого региона, формируемую с учётом данных каждого образовательного учреждения, в том числе о том, сколько обучающихся придёт в первый класс.

Но даже данные, полученные таким образом, нельзя считать полными, — в России расширяется практика домашнего обучения, работают частные школы, эти данные не учитываются статистикой. Поэтому цифры, недавно озвученные в СМИ, должны серьёзно проверяться. К тому же, в каждом регионе есть вполне определённое количество городских и сельских школ, в каждой из них — своя наполняемость классов и групп, своё количество учителей, своё соотношение обучающихся и учителей.

Естественно, демографическая ситуация в каждом регионе своя: разный уровень рождаемости, разное состояние сети общеобразовательных организаций и, следовательно, разный режим работы школ — в одну, две и даже в отдельных случаях — в три смены, разная заполняемость школ и конкретных классов, поэтому считать «среднюю температуру» по отрасли — неправильно.

Кроме того, мы не можем отрицать влияние миграционных потоков. Там, где мигрантов больше, естественно, будет больше и классов в школах, и групп в детских садах.

Переизбыток или дефицит педагогов?

Говорить об «оставшихся без работы» учителях преждевременно. В России повсеместно наблюдается дефицит педагогических кадров, к тому же, значительный, особенно по отдельным предметам: математике, физике, русскому языку и литературе. Следует отметить, что по данным федерального статистического наблюдения в 2024—2025 учебном году численность учителей начальных классов составляла 313,6 тысяч человек, тогда как число ставок по штату в начальных классах достигло 414,5 тысяч.

То есть, фактическое количество учителей начальной школы на сто тысяч меньше, чем количество ставок, которые должны были бы быть заполнены, если бы нам хватало педагогов этой категории.

Куда пойдут учителя начальных классов, если в этом году для них не наберётся класс в школах, где они трудоустроены? Вероятно, — в другие школы.

Если они захотят повысить квалификацию, либо пройти переподготовку, то смогут затем заполнить вакансии учителей средней школы, где многим учителям приходится работать на полторы-две ставки. Также, в соответствии со знаниями и навыками, высвобождённые учителя могут начать работать педагогами в сфере дополнительного или дошкольного образования.

Главное, чтобы педагоги не ушли из сферы образования, поскольку, по мнению Профсоюза, уход из школы опытного или молодого педагога, который в состоянии безысходности оставляет профессию, — большая, подчас, трудно восполнимая потеря.

Как сохранить кадровый потенциал

Руководство страны не просто так озаботилось проблемами семьи и демографии, и предпринимает важные шаги для преодоления негативной тенденции. Потому что сейчас, даже с учётом мигрантов, прогнозные оценки динамики численности населения страны свидетельствуют о том, что и дальше предполагается сокращение численности детей в возрасте от нуля до пятнадцати лет. Так что уменьшение начальных классов в школах — только часть этой проявившейся тенденции.

У Общероссийского Профсоюза образования с Минпросвещения России подписано отраслевое соглашение на федеральном уровне, действуют региональные отраслевые соглашения на уровне регионов и территориальные — на уровне муниципалитетов. И во всех этих документах уделяется внимание вопросам сохранения кадров, кадрового наполнения в сфере образования. Приняты взаимные обязательства информировать друг друга, если возникает угроза сокращения кадров, и совместно разрабатывать меры по трудоустройству, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации предполагают согласие работников.

То есть, во взаимодействии с органами государственной власти в регионах, а вопрос кадрового обеспечения организаций в сфере образования относится именно к их полномочиям, профсоюзные организации могут определить и реализовать конкретные меры, чтобы высвобождаемые педагоги проходили переподготовку, повышали квалификацию.

Вариантов решения задачи трудоустройства в профессии довольно много. О некоторых сказано выше. Отметим, что сейчас возрождается методическая служба, а специалистов для неё тоже найти непросто.

Поэтому Профсоюзу не близок такой поверхностный взгляд на статистику в вопросе педагогических кадров, который предлагают в данном случае СМИ. Конечно, надо совершенствовать систему прогнозирования, и мы всё время в Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на этом настаиваем.

Также очень важно совершенствовать систему повышения квалификации, которая бы обеспечила непрерывный профессиональный рост педагогических работников. Мы приветствуем принятое на федеральном уровне решение о возможности повышения квалификации педагогов только в государственных учреждениях. Эта мера, на взгляд Профсоюза, сможет защитить интересы педагогов.

При этом мы стараемся во взаимодействии с учёными и специалистами анализировать, как работают и меняются институты повышения квалификации, какие программы действительно помогают работникам успешно решать сложные профессиональные задачи. То есть работа идёт, и мы действительно надеемся, что общими усилиями сможем качественно улучшить ситуацию.

Сейчас обсуждается Стратегия развития образования до 2036 года, с перспективой до 2040 года. В документе, в любом случае, необходимо учитывать спад рождаемости, который дальше будет распространяться и на классы основного и старшего звена школы.

В связи с прогнозируемым сокращением численности обучающихся в начальном звене школы Общероссийский Профсоюз образования и Минпросвещения России предполагают разработать конкретную программу по переподготовке и трудоустройству высвобождаемых педагогических работников с учётом демографической ситуации, которая, как мы надеемся, будет включена в план мероприятий по реализации Стратегию развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года.

Профсоюз будет настаивать на дополнительных мерах, которые бы позволили высвобождаемым учителям трудоустраиваться в системе образования, получать для этого со стороны государства поддержку для переподготовки и повышения квалификации. Необходимо помогать учителям и другим педагогическим работникам совершенствоваться в избранной профессии, чтобы иметь возможность продолжать работу в сфере образования, несмотря на меняющиеся внешние условия.

Совместными усилиями мы должны сделать всё для сохранения кадров, которые продолжают работать в образовании, сохраняя верность избранной профессии, а также создавать условия для мотивации выпускников педагогических вузов и колледжей приходить в сферу образования и оставаться в ней.

Для этого нужно принимать меры, чтобы учебная и бюрократическая нагрузка на учителей снижалась. И совершенствовать порядок финансирования образования, чтобы зарплата была действительно адекватной усилиям педагогов и значимости педагогического труда.


Источник: https://www.eseur.ru/O-prognozah-i-perspektivah-v-svyazi-s-ocherednim-snizheniem-kolichestva-uchenikov-v-nachalnoy-shkole/