Выступление Манаевой Лоры Николаевны, председателя Ставропольской краевой организации Профсоюза на краевой августовской педагогической конференции «Стратегические цели и актуальные задачи обновления содержания и повышения качества образования в Ставропольском крае» 20 августа 2019 года.
Сегодняшнему времени присваивают различные статусы. Один из них «Разобщённый мир».
Мы с вами активно работаем над нацпроектами и надеемся, что очередные изменения позволят создать базовую модель образования с перспективой на несколько десятилетий, которое закладывает смыслы, что приведёт к формированию принципиально нового, физически здорового, творчески активного, адекватного требованиям завтрашнего дня поколения.
Опять же, по мнению аналитиков, в ХХI веке самым продаваемым продуктом стал страх.
Человек боится, что мошенники снимут деньги с карты, лжемедики найдут несуществующие болезни, дети не сдадут ЕГЭ, а ещё хуже – пойдут за провокатором на несанкционированное мероприятие и так далее, и так далее. Умелыми манипуляторами выбраковывается коллективная память народа, формируется дефицит сознания образа гуманного учителя. Общество подводят к мысли, что в России начнутся перемены, когда холодильник победит телевизор. Честно говоря, становится не по себе от того, какие это будут времена. Для меня непререкаемым авторитетом является академик Лихачёв. Он справедливо считал, что нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Давая знания и воспитывая нравственного человека, мы способны преодолеть перемены и обернуть их себе в пользу. Сегодня власть, работодатели, профсоюзы должны активизировать совместную работу.
Одной из своих современных задач Профсоюз образования считает активное включение общественности в выработку решений по реализации национального проекта «Образование», контролю за его исполнением и вовлечение педагогического сообщества в нормотворческий процесс. Необходимо не просто высказывать мнение, а учиться конструированию норм, экспертной, аналитической работе в сопровождении перемен.
Для успешного движения вперёд требуется высокая степень одинакового понимания проблем как работодателями, так и работниками, только в этом случае формируется другая мера ответственности. А иначе получается, что физическое тело есть, а человека нет. Буквально всем нужно менять профессиональную активность.
Идея, овладевшая массами, становится материальной силой - писал незабвенный Карл Маркс. В приоритетном национальном проекте «Образование» прослеживается очевидная связь между качественным образованием и перспективой построения гражданского общества. Сегодня мало факта его существования, необходимо активное гражданское участие. Встречи Президента Страны с общественностью, яркое тому подтверждение. Надеюсь, все осознают, что общественный диалог – это самый успешный способ преодоления всех проблем.
Уважаемые коллеги! Мы с вами являемся и участниками и благоприобретателями национальных проектов. Важно видеть современные перспективы и социальные риски, грядущие изменения трудовых отношений и новые механизмы взаимодействия.
В назывном порядке обозначу положительно решённые совместные задачи и актуальные проблемы, над которыми работаем сейчас.
Именно нашей краевой организацией Профсоюза образования было инициировано обращение в Общероссийский Профсоюз образования в связи с исключением управлениями Пенсионного фонда РФ нашего края периодов участия педагогических работников в проведении ГИА из специального стажа для досрочного назначения пенсии. Итог долгих и непростых переговоров Профсоюза с федеральными профильными министерствами и Пенсионным фондом – внесение изменений в отраслевое законодательство и официальные разъяснения ПФР о включении в стаж указанных периодов.
При участии Профсоюза в Конституционном Суде доказана незаконность увольнения педагогических работников, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, принятых на работу до вступления в силу ФЗ «Об образовании в РФ».
Профсоюзу приходится неоднократно возвращаться к вопросу учебной нагрузки и оплаты труда учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому. Приказами Минобрнауки России закреплено, что наступление каникул не является основанием для уменьшения нагрузки и оплаты труда. Однако, факты нарушений продолжаются. Краевой организацией Профсоюза подготовлена информационная листовка. В планах краевая тематическая проверка по данной проблеме.
С 2015 года все положения, связанные с регулированием продолжительности отпуска педагогических работников, отрегулированы постановлением Правительства РФ. Однако, воспитатели ряда дошкольных образовательных организаций, не являющихся специализированными, но работающих с детьми с ОВЗ, имеют отпуск не 56, а 42 календарных дня. И недельную норму рабочего времени не 25, а 36 часов. Такая ситуация не допустима. Все разъяснения в нашей следующей листовке. Материалы направлены председателям местных организаций.
Еще одна проблема дошкольных учреждений - превышение наполняемости групп. Позиция Профсоюза - превышение норм обслуживания, предусмотренных СанПиН, должно являться основанием для увеличения штатной численности воспитателей и помощников воспитателей либо для установления доплат за увеличение объема работ.
В целях морального и материального стимулирования Профсоюзом инициировано учреждение ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Готовятся совместные разъяснения Минпросвещения и Профсоюза.
Важный вопрос - меры социальной поддержки, в том числе лицам предпенсионного возраста. В нашем 13-кз сохранено 100% возмещение бесплатного отопления и освещения лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет и достигшим возраста 55 и 60 лет без дополнительных условий. Многократное спасибо Губернатору Ставропольского края В.В. Владимирову за последовательную политику поддержки педагогических кадров на селе.
Изменение системы карьерного роста педагогов – одна из составных Национальной системы учительского роста. Профсоюз обеспокоен тем, что введение должностей «старший учитель» и «ведущий учитель» без одновременного внесения изменений в ряд актов, регулирующих оплату труда, должностные обязанности, пенсионные гарантии может привести к нарушению прав педагогов. Позиция ЦС и краевой организации Профсоюза по данному вопросу доведена до сведения министерства образования СК надеемся будет учтена.
Эффективная практика обсуждения на площадках общественных институтов вопросов системы образования сложилась на всех уровнях социального партнёрства. В настоящее время Советом Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ подготовлено письмо с замечаниями и предложениями по прогнозу социально-экономического развития страны на 2020г. и плановый период 2021-2022 годов. В котором отражается обеспокоенность отсутствия на длительный период (до 2024г.) перспектив дальнейшего повышения уровня материального вознаграждения за труд.
Мы с вами неоднократно обсуждали, что уровень средней заработной платы педагогических работников, поименованных в Указах Президента продолжает достигаться преимущественно за счёт интенсификации труда.
По мнению Общероссийского Профсоюза образования, механизм и порядок его достижения не обеспечил ожидания работников. Уровень заработной платы индивидуально каждого зачастую оказывается ниже средней заработной платы в крае, что вызывает недовольство и массовые обращения в различные органы.
В связи с чем, профсоюзами предложено проработать вопрос об определении этапов повышения заработной платы и пересмотра методики исчисления показателя среднемесячной заработной платы, исходя из выплат, входящих в структуру заработной платы, при работе на ставку.
Что касается работников, не поименованных в Указах Президента, предусмотрена индексация заработной платы на прогнозный уровень инфляции, то есть планируется лишь «нулевой темп роста» реальной заработной платы. Сегодня мы требуем надпрофессионального сознания, а человек как робот вынужден зарабатывать деньги в надежде на лучшее будущее.
Считаем необходимым дополнительно рассмотреть данный вопрос.
В Единых рекомендациях РТК обозначена согласованная позиция сторон в части увеличения доли выплат по окладам, ставкам в структуре заработной платы.
К сожалению, в нашем краевом положении низкие минимальные ставки заработной платы.
В настоящее время Минпросвещения России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования проводят мониторинг по изучению структур заработной платы и размером ставок. Надеемся на конкретные действия.
Очень важная тема – нехватка педагогических кадров.
Через Отраслевое соглашение мы пытаемся предоставить определённые меры социальной поддержки молодым педработникам. В семи муниципалитетах определены преференции молодым специалистам. Но предпринимаемые меры недостаточны и оказываются не привлекательными для молодёжи. По предложению самих молодых педагогов было бы результативнее осуществлять поддержку в рамках единой региональной политики. Ведь сегодня наблюдаем не просто ограничение человеческих ресурсов, непрерывное усложнение педагогической профессии, видим быстрое устаревание навыков, усиление битвы за таланты как детей, так и педагогов.
Мы рассчитываем на программу «Земский учитель». Но учитывая ситуацию с нарастающим дефицитом педагогических кадров, считаем целесообразным всем заинтересованным лицам провести корректировку мер, направленных на обеспечение потребности образовательных организаций в педагогических кадрах.
Краевая организация, в свою очередь, объявляет конкурс проектов по социальной поддержке молодых специалистов. В реализации, которых мы примем в том числе финансовое участие. Надеемся, будем не одиноки.
На последней встрече профсоюзов страны с Президентом и депутатами председатель Государственной Думы РФ В.В. Володин сказал, что идеология профсоюзов шире партийной. Сегодня профсоюзы занимаются не только социально-трудовыми отношениями, хотя понимают, что разрывы в интересах работников и работодателей будут нарастать. Мы включены в работу над содержанием образования, повышением квалификации, формировании престижа педпрофессии и так далее. И с мнением законотворцев скромно согласимся, хотя для нас главным является другой вывод: социальный диалог – это общественное благо.
Уважаемые коллеги! Нет цели и возможности перечислять все достижения и задачи текущего периода, важно понять, что в условиях тектонических изменений в сфере труда цена труда – это не только экономическая категория, но и социальная. И в настоящее время происходит нарастание запроса общества на справедливость. А за каждым решением, действием стоит человек. Что помнят люди? Что им говорят? Что заставляют делать? Нет. Помнят, как к ним относятся.
Желаю всем нам состояния предвкушения важного этапа в жизни страны и системы образования, результативной работы и благодарности людей, с которыми мы трудимся.