Выступление Манаевой Лоры Николаевны, председателя Ставропольской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования

Мы живём в осевое время и должны осознавать, что именно перед нами выбор будущего страны. Именно нас ждёт эпоха переосмысления и большого обновления.

Принятые экономические, административные решения – это политические решения. Мы в другом измерении. Но чтобы соответствовать новому миру, новым социокультурным условиям, нарастающему темпу жизни, системе образования, предстоит серьёзная трансформация.

Недавно один известный деятель отрасли образования сказал: «Мы взлетели, а аэродрома нет. Наступает новая нормальность». Есть и такая точка зрения. 

А я хочу представить Вам описание нашей страны в замечательной русской литературе. «Россия – это загадка, упакованная в тайну, спрятанная в непостижимость». Всем нам важно понимать -  чтобы новые концептуальные идеи реализовались, педагогическое сообщество должно их принять и не просто встраиваться во время, а осознанно разделять ценности отечественной системы образования, активно формировать, создавать новые смыслы, сохраняя традиции страны и друг друга.

Предлагаю вам 10-секундный сюжет. Таких картинок не мало. А эта снята весной 2022 года на нашей Ставропольской традиционной «Профперспективе», которая собрала молодых педагогов Северо – Кавказского федерального округа. Обращаю Ваше внимание, когда в социальных сетях по телевидению прошли сюжеты, где некоторые известные деятели отказывались выступать под знаком Z. Наши молодые педагоги без принуждения продемонстрировали единство с нашей армией, обществом, Донбассом. Они поддержали миропорядок Z. И, на мой взгляд, это самые действенные воспитательные примеры при «Разговоре о важном», для детей и для взрослых, не требующие дополнительных планов, конспектов, слов о патриотизме.

Спасибо нашей молодёжи.

Главная парадигма в образовании – это парадигма смыслов и ценностей. Как член Российской Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, хочу довести до Вашего сведения:

Профсоюз образования во взаимодействии с Минпросвещением России принимает участие в проведении правовой и профессиональной экспертизы проектов и актуализации нормативных правовых актов и документов. Готовит Единые рекомендации и совместные разъяснения по актуальным вопросам. Договаривается, иногда не соглашается, но главное -  проводит совместную системную работу. Объединение усилий несомненно даст синергетический эффект. Так же с министерством образования, другими ведомствами и структурами работаем и мы в крае.

Не буду сегодня приводить примеры достижений и результатов. Они значительны, их много. Мы оперативно обо всем информируем всех заинтересованных, председателей профсоюзных организаций, социальных партнёров, педагогическое сообщество. 

Так как одна из функций Профсоюза – это предвосхищение проблем, 

 тезисно озвучу некоторые первостепенные задачи. 

Учёные говорят, что людей не привлекает, что правильно. Их привлекает то, что знакомо.

А реалии таковы, что мы живём в новом жизненном укладе, с новым комплектом ценностей, со стремительно меняющимся предметом труда и трансформацией трудовой жизни. Мы постоянно учимся – это необходимость. Но чему? Мне кажется, главное – обучать нужно не столь компетенциям, модулям, траекториям, а профессии.

Все признают, что педагогическая профессия – затратная, энергоёмкая, душевноёмкая. По логике, требует бережного отношения и должна быть достойна оценена. На деле не решён системный вопрос – конкурентоспособности нашей заработной платы.

Да, в нашем крае слышат позицию краевой организации и в последнее время министерство образования трижды вносило изменения в Положение об оплате труда. Мы продвинулись в вопросе повышения ставок заработной платы. Это были своевременные меры. Но на настоящий момент они не позволяют компенсировать произошедший рост цен и придать достойный статус стандарту труда педагога.

Мы надеемся на дальнейшие действия властей всех уровней. В нашем крае повышения ставок заработной платы до размера МРОТ. В стране установления единых требований к оплате труда, единых базовых ставок. А то как – то нелогично, единое образовательное пространство будет, а единых ставок нет. 

Затягивание с принятием в ближайшее время конкретных системных мер приведёт к процессу вымывания кадров и необходимости в дальнейшем выделять значительно большие финансовые ресурсы и потребует значительно большего времени для исправления накопившихся проблем.

Кадры. Есть опасения, что скоро в школах будут работать только студенты и практиканты. Вы знаете, какое главное предложение высказали молодые педагоги на молодежном форуме «Профперспектива»? Ограничить их нагрузку. У нас есть молодые специалисты, которые ведут по 50 часов русского языка и литературы. О каком качестве преподавания можно говорить? Как надолго они задержатся в школе? 

Да, и у нас в крае есть система мер поддержки молодых педагогов. Функционирует Совет молодых педагогов. Но этого недостаточно.

Дефицит кадров связан не только с заработной платой. Уходят работники пенсионного и предпенсионного возраста. Нужна краевая программа для тех, кому 40+.

В краевой организации Профсоюза действует корпоративная пенсионная программа софинансирования для получения надбавки к пенсии. Но этого мало. Необходимы совместные усилия власти, работодателей, бизнеса.

Следующая тема. На конец 2022 года определён срок внедрения системы наставничества.

В рамках августовских мероприятий, 16-17 августа в г. Кисловодске на базе санатория «Пикет» мы провели, ставший уже традиционным, Круглый стол для молодых педагогов, пригласив и наставников (Спасибо заместителю главы г. Кисловодска Леоновой Людмиле Александровне за помощь. В разгар сезона нашли возможность пригласить 160 педагогов).

С учётом Методических рекомендаций Министерства просвещения России, в крае активно идёт процесс внедрения и реализации модели наставничества. Предприняты меры по закреплению стимулирующей выплаты в размере 50 % от ставки заработной платы, правда с оговоркой – не более 5000 рублей. Мы с коллегами обсудили вопросы деятельности наставников, создали Ассоциацию. И мне было поручено внести предложения.

В целях справедливого материального стимулирования данной важной деятельности, с учетом выполнения дополнительной работы, установить в крае единый размер доплат за наставничество. И отнести данную выплату в перечень обязательных компенсационных. 

Несколько слов о новом молодёжном движении «Большая перемена». Это конечно грамотный проект. Предстоит огромная работа. И в проекте чёрным по белому написано, что всё это должен делать педагог. Как в известном фильме: «Как педагог? Опять педагог?»

Мы уже говорили, что нагрузку учителя смело можно называть перегрузкой. И её фокус уверенно движется в сторону цифры. Учителя круглосуточно общаются с детьми, родителями. У них уже нет личного времени. На деле жизненная сфера педагогического работника сжалась до рабочей сферы. Даже законного летнего отдыха сегодня работник лишён. Отпуск прерывается, информация требуется круглосуточно. Я уже не говорю о нагрузке руководителей.

Коллеги, почему мы перестали бережно относится ко времени (рабочему, времени отдыха)? Люди не инструменты, они важнее исчерпывающей документации.

Сегодня работник отрасли лишён права и возможности жить интересно. Подрывается личное и профессиональное здоровье всех участников образовательных отношений. В таких условиях процесс выгорания будет убыстряться. 

Я уже не говорю о развитии общекультурного и профессионального кругозора. Краевая организация Профсоюза часть времени своих мероприятий обязательно отводит на культурологическую составляющую. И что выясняется? Наши педагоги недостаточно посещают музеи даже своего края…

По результатам научных исследований, в большей мере, чем инфляция, отражают жизнь – доверие к власти и окружающим, справедливость, радость жизни, уровень стресса и грусти.

Нельзя, опасно так небрежно относиться к кадрам.

Министр просвещения России предложил вносить предложения в проведение 2023 года – Года педагога и наставника.

 В каком документе, на каком совещании обсуждалась тема Культуры счастья в коллективе? Или ещё лучше, за это награждали руководителей. А ведь это признанный факт, что счастливый работник – это эффективный работник. И что счастье рождает творца. Может наряду с общими родительскими собраниями, едиными часами информирования обсудим и эту тему?

 Краевая организация Профсоюза готова стать соорганизатором и исполнителем одной из заповеди уже 21 века. А она гласит: «Время от времени перемещайтесь по нестандартному маршруту».

Ждём предложений.

С новым учебным годом!