Манаева Л.Н. Выступление на встрече с Губернатором СК

Выступление Манаевой Лоры Николаевны – Председателя Ставропольской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на встрече с Губернатором Ставропольского края Гаевским Валерием Вениаминовичем, прошедшей 7 октября 2011 г. в г. Ставрополе
Валерий Вениаминович! Мы признательны Вам за ставшие традиционными встречи. На наш взгляд, с учетом законодательно закрепленного механизма социального партнерства, государственно-общественного характера управления образованием, обозначенного Президентом, нам сегодня как никогда нужен живой диалог. Люди уже не хотят быть просто слушателями и безучастными зрителями. Они готовы быть содеятелями. С нашей точки зрения, данное состояние лучше использовать, чем потерять Ваш пример показателен для представителей муниципальной власти. А проблема дистанции власти и народа сегодня весьма актуальна. Если за столом переговоров и обсуждений не будет договоренности, то возможно появление  более агрессивной модели диалога. Хотелось бы тезисно обозначить риски, которые нас волнуют, и предложить путь их разрешения.
Все чаще мы стали слышать, что педагогические кадры не соответствуют современным требованиям. Мы реалисты и осознаем, в этом есть доля правды. У нас стареющий контингент. Но при сегодняшней заработной плате и статусе педагогических работников, мы  не сможем привлечь молодежь в образовательные учреждения. И если сегодня мы говорим о необходимости строительства новых детских садов, то уже завтра столкнемся с проблемой отсутствия работников в этих детских садах (так, в г. Ставрополе более 40 вакантных должностей работников дошкольных учреждений).
В крае существует практика поддержки молодых специалистов. Но этого не достаточно. Предлагаем открывать для них блокированные счета с ежегодным пополнением и возможностью их разблокирования через три года. За это время обзаведутся семьями, адаптируются к среде. Это один из способов привлечения молодых кадров в профессию.
Профсоюз озабочен не только устройством молодежи, но и состоянием пенсионной обеспеченности своих кадров. 28 регионов страны приняли программы добровольного пенсионного накопления. У нас достаточно много обеспеченных, социально ответственных работодателей. Стоит и нашему краю подумать о приличной старости ставропольчан.
Повышение заработной платы все педагогическое сообщество восприняло как серьезную, социально обоснованную Президентскую инициативу. Тем более, что системного повышения заработной платы не происходило два года (не будем подменять понятия и говорить об индексации заработной платы).
Заработная плата – это самый сложный социальный вопрос. Как только она повышается у одних, возникают вопросы у других. Вместе с Министерством образования СК мы проводили разъяснительную работу, объясняя, что категории учителей уделено особое внимание, так как именно они несут большую ответственность за качество образования.
В настоящее время ставка заработной платы начинающего учителя составляет 5580 рублей. Если мы изначально так мизерно оцениваем его труд, то к какому качеству мы призываем и говорим об эффективности работы. Позиция Профсоюза образования и всей бюджетной сферы однозначна – любое повышение должно осуществляться через увеличение базовой (постоянной) части заработной платы. К сожалению, мы сталкиваемся с навязываемой позицией Минфина края о повышении стимулирующей части заработной платы. Такими рекомендациями сводим к нулю стандарт труда. Сколько показателей стимулирования и какие изменят ситуацию? При большой стартовой заработной плате и 5-7 %достаточно для стимулирования.
При сентябрьском повышении заработной платы учителей мы столкнулись с рекомендациями моделей распределения средств, которые приводят к усилению несправедливости  и эксплуатации педагогических работников. Районы, имеющие надбавку за пустынные и безводные условия, лишились разницы в оплате труда, так как им было направлено меньше средств. Муниципалитеты, где учителя работают на 1,5 – 1,7 ставки получили меньше средств. Такой формальный или даже лукавый подход к распределению средств поощряет интенсификацию труда учителя. К сожалению, за основу берётся только экономическая сторона и забывается, что вложение в образование – это инвестиции в человека, в будущее края и страны.
Не хотелось, что бы хорошие тенденции  дали негативный результат и обратную реакцию.
В нашем регионе совсем не высока заработная плата у других категорий работников: воспитателей, психологов, преподавателей. С отсутствием перспективы её повышения всё больше возрастает вероятность неоправданных ожиданий и как следствие – рост напряжённости в коллективах.
Валерий Вениаминович! Мы очень надеемся, что не состояние бюджета, а правильный выбор приоритетов позволит поднять заработную плату всем категориям работников.
На прошлой нашей встрече мы говорили о дошкольном образовании. Спасибо за выделенные по её итогам  средства. Ваше внимательное отношение к обозначенной проблеме оценили работники, и это грело душу целый год. Надеемся, что в рамках модернизации системы дошкольного образования будет реализована Программа развития и краевой системы. Где, несомненно, одной из первых решаемых задач, будет повышение зарплаты работников дошкольных образовательных учреждений.
Одним из критериев успешной реализации процесса модернизации региональной системы образования и повышения заработной платы является показатель социализации и здоровья работников. Край, обладающий неповторимыми бальнеологическими курортами КМВ не оздоравливает своих работников – это даже не прилично. Сегодня Интернет позволяет каждому узнать, как живут люди в других регионах. И мы видим массу примеров, когда деньги на оздоровление, и немалые, закладываются в бюджеты регионов. Профсоюз подаёт каждый год в трёхстороннюю комиссию предложения по оздоровлению ставропольчан. Данную проблему мы озвучили и перед ФНПР. Надеюсь, если объединить усилия, обязательно будет результат.
Мы все знаем, что плохие законы – худший вид тирании. В крае есть тому прямое подтверждение – 13 КЗ. Закон о мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающих в сельской местности. На стадии его разработки Профсоюз образования во все инстанции представлял обоснованное мнение о том, что предложенный вариант противоречит нормам федерального и ранее действующего краевого закона. Не буду сейчас касаться частностей.
 Мы предупреждали, что проблема оплаты коммунальных услуг многие годы является катализатором общественного недовольства и новый закон может вызвать резкий скачок социальной напряженности. К сожалению, нас не услышали. В итоге мы с Вами имеем решение Верховного суда, подтверждающее нашу правоту. В данном случае только не профессиональный подход привёл к такой неприятной ситуации.
Валерий Вениаминович! Поверьте, что только ожидание справедливости позволило сдерживать недовольство людей, но опять долго готовится экономическое обоснование к новому варианту закона, а терпение людей на исходе. Мы готовы предупреждать риски, выявлять очаги напряжения, а потом уже выходить с протестами на улицу. Жаль, что нас не всегда слышат.
Всё население страны обсуждало законопроект  «Об образовании РФ». Мы отметили, что государство признаёт особый статус педработников в обществе. Одним из достоинств, с учётом поручения правительства, обозначен факт признания уровня заработной платы педработников не ниже средней заработной платы занятых в сферах экономики. Всех педработников, а не только учителей. Мы понимаем, что как только будет принят закон, норма будет прямого действия. Профсоюзное сообщество обеспокоено, будут ли выполнены такие обязательства. Не за счёт ли очередной оптимизации, аутсорсинга и аутстаффинга?
В ходе предыдущей встречи Профсоюз образования предлагал разработать программу «Педагогические кадры Ставрополья». Данная проблема обозначена и на федеральном уровне. Сегодня в условиях модернизации региональных систем образования эта тема становится всё более актуальной. И мы вновь предлагаем вернуться к её разработке.  Хотим в очередной раз напомнить:  что хорошо для Профсоюза, хорошо для страны!