Готовясь к нашей встрече, я, как педагог, мысленно писала конспект идеального урока, в котором основа отношений строится по типу треугольника, притом равнобедренного. Три стороны и вершины: личность, общество, государство.
Функция государственной вершины – стабилизация. И мы рады личным успехам Губернатора, успехам края. Поверьте, каждый знак Вашего внимания к отрасли мы помним и ценим.
Функция общественных организаций – развитие.
В духе рейтинговой эпохи крайком Профсоюза проводит свой многоэтапный мониторинг: «Качество жизни педагогического сообщества края». Несколько штрихов к портрету ставропольского учительства.
На вопрос как бы Вы назвали сегодняшнее время – самым распространённым был ответ – «безобразное», то есть существование без образа свободного человека, человека труда, счастливого человека.
Более 16 тысяч работников отрасли, что составляет 24 %, получают заработную плату ниже прожиточного минимума. «Тощая заработная плата».
В 22 муниципальных образованиях (69 %) проведены мероприятия по оптимизации сети учреждений и численности работающих. Вынужденная статистика. А за ней? Я не говорю о сокращённых работниках, а о тех кто остался. Даже 40, 50-летние. Реорганизационные процессы нескольких лет подавили волю людей. У большинства при встречах тоска в глазах и неверие ни во что. У них потеряна мотивация достойного труда и перспектива. Это состояние страшного приглушённого бунтарского настроения. Ибо сказано классиком, что «Нет ничего более деморализующего, чем низкая, но постоянная зарплата». Какое качество образования они могут дать.
И ещё один штрих.
40 % выпускников школ уезжают из края. В учреждения образования не идут молодые кадры. Нет системы поддержки – нет энтузиастов. Нет энтузиастов – нет нововведений и, значит, продвижения вперёд.
Вот такой портрет.
В свойственной манере педагога, разрешите задать Вам несколько вопросов, в надежде получить на них положительные ответы.
Профсоюз выражает обеспокоенность состоянием обеспечения реализации нормативного Федерального закона №83, названного в народе «тоскливым». Ведь от того насколько грамотно и детально будут прописаны региональные и муниципальные нормативные акты, будет зависеть и финансовое обеспечение социальных услуг и беспроблемность реализации профессиональных прав работников, степень процесса сокращения рабочих мест… Какие меры предусмотрены Правительством края по оценке «рисков» при изменении правового положения учреждений бюджетной сферы.
Какова степень готовности к запуску ФГОС. Достаточно ли средств для равных условий получения образовательной услуги.
В крае используется методика оценки эффективности расходов, благодаря которой семимильными шагами идёт сокращение числа педагогических работников. Хотя методика признана далеко не идеальной, сегодня с целью совершенствования она обсуждается Министерством регионального развития РФ, Министерством образования и Профсоюзом. Мониторинг введения НСОТ доказал её несостоятельность. Зачем мы ей следуем?
Насколько изучена мера необходимости сокращения малокомплектных школ, разработан особый подход к решению проблемы, за которой стоит сохранение населённых пунктов.
Хотелось бы обратить внимание на то, как сегодня важно соблюдать аккуратность и открытость при реструктуризации сети, недопустимость передачи ставок на муниципальный уровень, перевода работников на аутсорсинг.
Мы готовы соучаствовать в изучении и предотвращении негативных социальных последствий.
Как это не грустно, прогрессирует местечковый феодализм.
Для показателя эффективности работы и повышения ФОТ, проводятся сокращения психологов, логопедов, не учитывая, что это несомненно приведёт к снижению качества услуги. Не хотелось, чтобы в крае формировалась примитивная система образования с футлярными исполнителями.
Анализ движения «прочих работников» и тенденция перевода их на гражданско-правовые договоры сигнализирует о тяжёлых социальных последствиях. Нужны побудительные мотивированные совместные усилия власти, профсоюзов, работодателей, всего общества.
Работодатели – эксплуататоры должны числиться в чёрных списках, а их деяния всенародно порицаемы. Всем нам давно пора создавать атмосферу нетерпимости к беззаконию, безответственности чинов любого ранга.
Приоритетом в образовании становится ставка на человека – педагога, профессионала, которому сегодня, как воздух нужны минимальные социальные стандарты условий труда и оплаты труда.
Наступило время поиска вариантов дифференцированного, поэтапного, адресного повышения заработной платы. Будь то самые низкооплачиваемые работники дошкольных учреждений или педагоги, имеющие первую, высшую категорию.
Пафосно провозглашённый в стране Год Учителя не оправдал возложенных на него надежд.
Валерий Вениаминович, педагогическое сообщество края ожидает обязательных значимых мер, предпринятых краевой властью.
Наша отрасль столь многогранна, что перечень тем обсуждения нескончаем.
Уважаемый господин Губернатор, у меня к Вам одно предложение. На одно получить отказ даже неловко. На глобальном уровне разработаны цели развития тысячелетия, на государственном – план 2020 и т.д. Я Вас убедительно прошу, в Год Учителя запустить программу Гаевского «Педагогические кадры Ставрополья». И на фоне планов громадья Ваше управленческое решение будет иметь историческое значение.
На примере отрасли образования я обозначила проблемы отраслей бюджетной сферы.
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что социальная политика не создаёт условия для успешного решения задачи установления достойной оплаты труда работников образования, здравоохранения и культуры. И отсутствуют перспективы реального повышения её уровня. Поэтому Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ принял решение о проведении совместных коллективных действий в три этапа. Краевой Ассоциацией решение поддержано.
Первый этап сегодня уже начался.
Второй этап планируется 28 октября. Пройдёт расширенное заседание Совета Ассоциации и пикетирование здания Правительства РФ и Государственной Думы в поддержку требований профсоюзов.
И третий этап планируется на 10 ноября.
Мы очень хотели бы ограничиться первым этапом – встречей с Вами, Валерий Вениаминович. Ведь для настоящих профсоюзов главное работать, а не бороться.