Хотелось бы отдать должное мудрому решению о проведении совещания в столь красивом здании на гостеприимной благодатной земле, так как место обладает специфической алхимией и определяет действие.
Двадцать восьмого октября прошлого года профсоюзные лидеры стояли в пикете у здания Государственной Думы РФ с лозунгами «Мы требуем индексации заработной платы». И поэтому, предложенную модернизацию региональных систем общего образования всё педагогическое сообщество восприняло как серьёзную, социально обоснованную президентскую инициативу.
Но заработная плата – самый сложный социальный вопрос. Как только она повышается у одних, возникают вопросы у других.
Руководители региональных министерств образования представили общую картину положительной динамики развития отрасли с точки зрения государственности. Их функция – стабилизация. Функция общественных организаций – развитие. Мы считаем, что эффективнее работать на опережение, прогнозировать появление проблем и решать их у истоков, чем протестовать постфактум. Тем более, что проблемы возникают не сами собой, а в результате определённых управленческих решений. Поэтому, сегодня профсоюзная задача – обозначить характерные риски для СКФО, которые нас волнуют, и предложить пути их разрешения.
Я остановлюсь на общих проблемах, коллеги дополнят.
Хочу напомнить один исторический факт. Лучшей формой предотвращения бунтов была передельная община, когда вся энергия направлялась внутрь.
Профсоюз образования, работающий в условиях социально-партнёрской идеологии не хотел, чтобы хорошие тенденции дали негативный результат и обратную реакцию и модернизация вылилась в передельную общину среди регионов, муниципалитетов, образовательных учреждений. Передельная энергия – не творческая, но ещё хуже – это передельная ментальность. С ней справиться будет очень сложно.
Начну с повышения заработной платы учителей.
Проведённый профсоюзный мониторинг формирования средней заработной платы показал несостоятельность предложенного алгоритма распределения средств по следующим причинам:
- расчёт средней заработной платы осуществляется на количество физических лиц, согласно методике расчёта среднесписочной численности, утверждённой органами государственной статистики;
- учитывая, что средняя педагогическая нагрузка в различных муниципалитетах составляет от 1,1 до 1,7 % ставки, а количество педагогических ставок больше числа физических лиц, сложилась ситуация уравнения средней заработной платы в муниципалитетах с низким и высоким коэффициентом загрузки педагогических ставок.
При высокой нагрузке учителя пенсионного возраста, руководитель, в случае приёма двух молодых специалистов, не сможет обеспечить размер заработной платы соответствующий среднемесячной заработной плате в экономике в 2011 и последующие годы.
Такой (не знаю формальный или лукавый) подход к распределению средств поощряет интенсификацию труда учителей и отрицательно влияет на привлечение молодых специалистов.
Пока люди молоды и здоровы, они, возможно, еще могут работать с перегрузкой. Но в нашем обществе молодость и здоровье утрачивается очень быстро. Кто будет нести расходы по их лечению, досрочному пенсионному обеспечению? Получается, что государство, работодатели заинтересованы, чтобы учитель работал больше. За счет него экономятся бюджетные средства. Я еще понимаю лозунг советских времен «Чтобы лучше жить – нужно лучше работать». Сейчас же получается «Чтобы лучше жить – нужно больше работать». И какое мы получим качество образования? Задача Правительства «обеспечить качественный скачок в развитии системы общего образования, изменить в общественном сознании отношение к учительской профессии, поднять социальный статус и сделать привлекательной для молодых педагогов работу учителя» останется нереализованной.
Профсоюз против эксплуатации учительства.
Понятие «средняя» заработная плата, по-моему, сегодня пора исключить из лексикона.
Далее. Пострадали учителя, работающие в территориях с особыми условиями труда (пустынные и безводные местности Ставропольского края, высокогорные районы республик). Их ставки заработной платы повышены на 10-15 %. Именно за особые условия труда. В настоящее время размер их заработной платы уравняли со средней заработной платой в городах.
К сожалению, разработчиками за основу берётся только экономическая сторона и забывается, что вложение в образование – это инвестиции в человека – будущее страны.
Учитывая изложенное, считаем необходимым внести изменения в алгоритм расчёта средней заработной платы учителей. Расчёт объёма лимитного фонда оплаты труда необходимо исчислять в зависимости от количества педагогических ставок, а не от среднесписочной численности учителей.
Это позволит руководителям и педагогическим работникам самостоятельно определить какая сверхнормативная нагрузка сможет выполняться одним учителем, привлечь молодых специалистов и обеспечить выделение средств в регионы с особыми условиями труда (выплаты за работу в безводных пустынных, высокогорных районах).
Теперь об увеличении фонда оплаты труда в 2011 году. Мы с грустью констатируем, что повышение не принесло людям ожидаемой радости (каждый раз хочу напомнить о понятии желанность труда).
В настоящее время ставка заработной платы молодых учителей 5529 рублей, педагогов с высшей категорией 6398 рублей. Если мы так мизерно оцениваем его труд, то к какому качеству призываем. Позиция Профсоюза образования однозначна – любое повышение должно осуществляться через увеличение базовой (постоянной) части заработной платы. К сожалению, мы сталкиваемся с навязываемой позицией о повышении стимулирующей части заработной платы и с радостью рапортуем о том, что учителя получают стимулирующие выплаты до 6000 рублей. Ставка по сумме равна стимулу? Такими рекомендациями к нулю сводится стандарт труда. Сколько показателей стимулирования, какие из них изменят ситуацию? При большой стартовой заработной плате и 5-7 % достаточно для стимулирования качественной работы.
В СКФО совсем не высока заработная плата у других категорий работников: воспитателей, психологов, преподавателей НПО, СПО. С отсутствием перспективы её повышения всё больше возрастает вероятность неоправданных ожиданий и как следствие – рост напряжённости в коллективах.
А хотела бы обратить Ваше внимание, что Совет по вопросам качества общего образования в РФ решил: «в целях предотвращения возникновения социальной напряженности в коллективах обратить особое внимание на обеспечение:
- конкретных мер по этапному увеличению доли постоянной части заработной платы;
- синхронизацию повышения заработной платы всех педагогических работников…
Особая тема – это дошкольное образование. Если сегодня мы говорим о нехватке мест в детских садах, необходимости строить новые, то уже завтра столкнёмся с проблемой отсутствия работников в этих детских садах. На встрече с общественностью В. Путин процитировал А.П. Чехова, который сказал: «Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ».
Ставка заработной платы воспитателя сегодня с учётом всех повышений 4759 рублей. О каком статусе педагогических работников и привлечении молодёжи мы говорим. У большинства при встречах тоска в глазах. У них потеряна мотивация достойного труда и перспектива, ибо сказано классиком: «нет ничего более деморализующего, чем низкая, но постоянная заработная плата».
Повышение заработной платы учителей названо Правительством только первым шагом. Не ради формулировки новой кампании, а ради разрешения злободневной проблемы для десятков тысяч жителей СКФО может быть, ближайший год обозначить годом дошкольного образования, и определить конкретные направления поддержки детских садов и самых низкооплачиваемых, но и самых важных в жизни маленьких россиян работников дошкольных учреждений.
Одним из условий предоставления регионам субсидий в рамках модернизации региональной системы общего образования является решение задач по привлечению молодых учителей в общеобразовательные учреждения.
В округе существует практика поддержки молодых специалистов. Программы по предоставлению жилья, денежные пособия и т.д. Но этого не достаточно. В учреждения образования не идут молодые кадры. Нет системы поддержки – нет энтузиастов. Нет энтузиастов – нет нововведений, а, значит, продвижения вперёд. Какое у нас будущее?
В духе рейтинговой эпохи крайком Профсоюза проводит свой многоэтапный мониторинг «Качество жизни педагогического сообщества края». Одним из критериев успешной реализации процесса модернизации системы образования, с точки зрения педагогов, является показатель здоровья работников. Регион, обладающий неповторимыми бальнеологическими здравницами КМВ, горнолыжными, туристическими курортами Республик Кавказа не оздоравливает своих работников – это даже не прилично. Мы видим массу примеров, когда деньги на оздоровление закладываются в бюджетах регионов. Чем же наш округ хуже? Если объединить усилия федеральной, региональной исполнительной власти, ФНПР обязательно будет результат. А изучить уровень качества жизни педагогического сообщества СКФО Ставропольская краевая организация Профсоюза вместе с Институтом Человековедения готова.
Наша отрасль столь многогранна, что перечень тем обсуждения нескончаем. И для их разрешения нужны совместные усилия власти, профсоюзов, работодателей, всего общества.
Обобщив всё сказанное, можно внести одно предложение. На глобальном уровне разработаны цели развития тысячелетия, на государственном – план 2020. На уровне СКФО стоит запустить программу «Педагогические кадры Северного Кавказа». И на фоне планов громодья, такое управленческое решение будет иметь историческое значение.
В заключении хочу пожелать нам в будущем получать от жизни то, что мы хотим, или же будем вынуждены захотеть то, что получили.