О типичных ошибках действующей системы оплаты труда в учреждениях образования края.
В последние годы мы чаще и предметнее стали говорить о роли общественности в управлении образованием, об оптимальном сочетании в нём государственных и общественных начал.
В подспорье нам, профсоюзам, Президент обозначил государственно-общественный подход в стратегии развития государства.
Это в первую очередь относится к регулированию Российского образования, участия общественности в его управлении, оптимальном сочетании государственных и общественных начал. Профсоюзы не могут быть сторонними наблюдателямипроцессов модернизации. Мы должны уметь принимать и управлять переменами, обладать стратегическим мышлением, навыками анализа и прогноза.
Краевая организация Профсоюза образования пользуетсяуникальной возможностью и важным принципом участвовать в развитии и управлении образованием. Переход на новую систему оплаты труда явился показателем тандема в социальном взаимодействии краевого комитета Профсоюза и министерства образования СК. Мы считаем, что эффективнее работать на предупреждение, прогнозировать появление проблем и рисков, чем протестовать постфактум.
Третий год реализуется многоэтапный мониторинг «Качество жизни педагогического сообщества края». Мы постоянноизучаемэффективность действующей системы оплаты труда в образовательных учреждениях края. Анализируем локальные нормативныеакты учреждений, коллективные и трудовые договоры, Правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, тарификационные списки. На наиболее часто встречающиеся недостатки и типичные ошибки, которые существенно снижают эффективностьсистем оплаты труда, мы хотим обратить ваше внимание.
Положения об оплате труда работниковучреждений.
Сегодня изменилась идеология формирования заработной платы. Если раньше она регулировалась правовыми актами органов власти и приказами министерства, то сегодня зарплата работников формируется самим учреждением с учетом специфики и объемов выделяемых бюджетных ассигнований, а принятые краевые, городские и районные Примерные положения об оплате труда носят рекомендательный характер.
В локальных нормативных актах учреждений нет единообразия. Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда противоречат друг другу в части оплаты труда, отпусков,рабочего времени. (например оплата труда основывается на разрядах ЕТС, дополнительные отпуска предоставляются в рабочих днях и т.д.).
В большинстве случаев Положения разрабатываются только в соответствии с правовыми актами для государственных учреждений. А именно постановления Правительства СК от 20.08.2008г., №128-п «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений образования СК» и приказа министерства образования СК от 29 сентября 2008 г. № 886-пр «Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений образования».
Тогда как в соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В Положениях об оплате труда указываются пункты, не отнесенные к полномочиям учреждений, а именно: показатели отнесенияучрежденияк группе по оплате труда руководителей, установление должностных окладов руководителям; указываются наименования должностей, отсутствующих в штатном расписании итарификационном списке).
В Положениях об оплате труда работников указываются недействующие документы:
Постановление Правительства от 3.04.2003г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений», в то время как действует Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
С января 2011 года действует приказ МО и науки РФ от 24 марта 2010 года , № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», а в Положениях указывается порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», хотя принят (Приказ Министерства образования РФ от 26 июня 2000 года, №1908)
Наименование действующих или вводимых должностейуказывается не в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Единым тарифно-квалификационным справочником работи профессий рабочих (ЕТКС). Должностные инструкции по категориям работников не утверждены в соответствии с ЕКС.
Ставки заработной платы прописываются не для всех квалификационных категорий. (например музыкальный руководитель только высшей категории )
Указывается в Положениях, что пересмотр заработной платы происходит в связи с изменением образования, прохождением аттестации, награждением государственными и ведомственными наградами, но, ни как ни связано со стажем работы.
Разночтение в понятиях должностной оклад и ставка заработной платы (педагогическим работникам - ставка).
Компенсационные выплаты.
Не конкретизированы размерыкомпенсационных выплат. Необходимо в Положениях определять типы и четкие размеры. Некоторые выплаты могут иметь границы от и до, а не только до 10% ( 1% или 9%тоже до 10% .) В тоже время какие-то выплаты можно прописывать фиксированной суммой (например за заведование кабинетом т.к. данная обязанность не определяется нагрузкой).
В Положениях не отражены условия установления выплат компенсационного характера работникам (от ставки или пропорционально нагрузке). Выплата за работу в сельской местности 25% осуществляется от ставки, а не пропорциональнопедагогической нагрузке.
В отдельных учреждения образования в нарушение действующего законодательства не обозначена компенсационная выплата за работу во вредных условиях труда.
Без проведения аттестации рабочих мест в одностороннем порядке без предупреждения работников отменены ранее выплачиваемы компенсационные выплаты за работу во вредных условиях труда. В то же время компенсационные выплаты за работу во вредных условия труда без той же аттестации осуществляются административному персоналу, работникам бухгалтерий «за работу с дисплеями ЭВМ».
Отраслевым соглашением по учреждениям образования Ставропольского края на 2011-2013 годы п.6.1.5. закреплено, что «Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест.
До проведения в установленном порядке аттестации рабочих мест работнику, выполняющему работу, включенную в указанный выше перечень, работодатель осуществляет повышенную оплату труда».
Расширен перечень компенсационных выплат, как следствие отсутствует стимулирующий фонд (за работу с военкоматом, тогда как должностными обязанностями преподавателя – организатора ОБЖ данная деятельность предусмотрена).
Часть компенсационных выплат относится к выплатам в условиях отклоняющихся от нормальных или к стимулирующим (за участие в реализации экспериментальных площадок, внедрения новых педагогических технологий).
Переписывание видов компенсационных выплат из Примерных положений приводит к неисполнению работодателями обязательств по их выплате, т.к. финансово не закреплено.
Стимулирующие выплаты
В перечень стимулирующих выплат включены доплаты «за работу, не входящую в круг прямых должностных обязанностей работников» (проверка тетрадей, классное руководство), чем искусственно завышают стимулирующий фонд в общем фонде оплаты труда. И одновременно вводятся доплаты ранее не существующие такие как: за работу с пенсионным фондом, за ведение протоколов педсоветов, за ремонт в ночное время и т.д.
Стимулирующие выплаты в учреждениях осуществляются по остаточному принципу, поэтому стоимость 1 балла определяется из расчета имеющихся в учреждении средств. Таким образом, не соблюдается принцип увеличения оплаты труда в зависимости от улучшения качества и объема выполненной работы. Необходимо прописывать в колдоговорах учреждений составляющие ФОТ и закрепления не нижепрошлогоднего размера.
Остается громоздкой система критериев оценки деятельности персонала. Учитель и секретарь машинистка оцениваются практически одинаковым количеством баллов 38 и 32. В большинстве организаций отсутствуют целевые показатели оценки деятельности заместителей руководителей организаций.
Не конкретизированы стимулирующие выплаты за сложность и напряженность по категориям работников.
Прописываются не существующие стимулирующие выплаты или предусматриваются только одной категории работников (за стаж работы рабочих можетвыплачиваться в учреждении).
Приказом министерства образования СК №770-пр от 1 сентября 2011 года в разделе Стимулирующие выплаты п. 3.4. обозначено , что «Планирование фонда оплаты труда по фонду стимулирующих выплат производится пропорционально доле базового фонда оплаты труда категорий работников, включенных в штатное расписание и тарификационный список».
Остается низким качество Трудовых договоров, дополнительных соглашений к ним, в большинстве случаев, вместо конкретных размеров должностных окладов (ставок), компенсационных выплат имеется ссылка на штатное расписание и локальные акты или размеры выплаты указываются без ссылки на ставку или нагрузку. Нарушаетсяст. 57 и 135 ТК РФи позволяет лавировать размерами в зависимости от финансового положения учреждения.
Краевой организацией Профсоюза сейчаспроводится тематическая проверка «Трудовой договор. Трудовая книжка». Подготовлены вестники и направлены в районные и городские организации Профсоюза. Они могут стать настольной книгой для руководителей.
Какие жедополнительные меры необходимоосуществить дляповышения эффективности использования средств по фонду оплаты труда?
1. Приведение Коллективных договоров, Правил внутреннего трудового распорядкав соответствие сПоложениями об оплате труда работников учреждений. (Краевой организацией Профсоюза объявлен конкурс на «Лучший коллективный договор» и «Лучший социальный партнер». Надеемся, что среди участников и победителей конкурсов будут присутствующие в залеруководители и председатели профорганизаций).
2. Утверждение Положений об оплате труда в новой редакции с учетом изменений и дополнений.
3. Проведениев учреждениях образования мониторинга составляющих фондаоплаты труда исредней заработной платыпо категориям. Выявления причин и факторов, влияющих на снижение среднего размера заработной платы,принятия необходимых мер;
4. Целесообразно в коллективных договорах закрепить составные части ФОТ, а именно постоянную(базовую) и стимулирующую части (%).
Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ направил предложения Ассоциации в Программу Общероссийского народного фронта:
- установление единых размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников;
- обеспечение среднего уровня заработной платы работников образования не ниже уровня средней заработной платы по экономике в Российской Федерации.
- внесение изменения в Трудовой кодекс РФ в целях определения и конкретизации понятия минимального размера оплаты труда с тем, чтобы оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников учреждений бюджетной сферы устанавливались на уровне не ниже утверждаемого федеральным законом минимального размера оплаты труда;
- определить в законодательном порядке механизм индексации заработной платы, в целях безусловного выполнения требований Трудового кодекса РФ по повышению реального содержания заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с ростом потребительских цен и тарифов.
- предусмотреть конкретные меры по поэтапному увеличению доли тарифа (постоянной части) в структуре заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в сфере образования.
Там, где деньги распределяются справедливо и открыто, на законном основании, не возникает вопросов и конфликтов.
Пути и способы реализациизадач системы образования мы должны искать сообща. Диалог – это главный принцип наших отношений. Одно дело быть гарантом коллектива, другое – решать проблемы вместе.
А для этого профсоюзный лидер должен уметь принимать и управлять переменами, обладать стратегическим мышлением, навыками анализа и прогноза иначе мы отстанем и будем не востребованы.