Манаева Л.Н. Выступление на августовском совещании

Выступление Манаевой Лоры Николаевны – председателя Ставропольской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на августовском педагогическом совещании 24 августа 2010 года по вопросу: «Новое отношение к учительству и новациям в образовании – дело всего нашего общества».
Самое востребованное слово сегодня – «новое». Президентская  инициатива «Наша новая школа, НСОТ, Новые стандарты, Новое Положение об аттестации, Новый закон «Об образовании» - перечислять можно бесконечно много. Жаль только, что забыли старую известную мудрость «Если закон не имеет десятикратного улучшения, его не меняют». В результате – эксклюзи. Человек не может воспользоваться правами, данными ему законом.
Мы все, конечно, видим, что мир меняется очень быстро. И осознаём, против духа времени и его движения идти нельзя, чтобы соответствовать, надо постоянно развиваться.
Профсоюз образования отмечает 105-ю годовщину признания. И мы уже другие. Профсоюз не контролёр за законностью, а за интересами. Мы не существуем на старых лозунгах, формы и методы деятельности применяем с учётом социально-партнёрской идеологии. Главное работать, а не бороться. Жаль только, что государство у нас по-прежнему властецентрично. И опять же, по-прежнему, в центре – власть, а не официально узаконенный договор, отсюда и разрыв идеологического шаблона, несоответствие  заявленной идеологии и практической работы. Для Профсоюза неизменно одно – работаем с людьми и для людей. И для нас в центре не власть, а человек.
Сразу хочу оговориться, я не принадлежу к типу мягко пассивных мечтателей с преобладанием скептицизма и ностальгии.
Но, что касается нового, на мой взгляд, к сожалению, люди несколько склонны преувеличивать новизну, да и «беспросветные успехи» в образовании не всегда радуют. Так в основе концепции Стандарта лежит общественный договор – как пишут, новый тип взаимоотношений между личностью, семьёй, обществом и государством, которое в наибольшей мере реализует права человека и гражданина. «Общественный договор» - не новый, а очень старый тип взаимоотношений, который создаёт взаимные обязательства сторон и порождает полноценную ответственность власти перед своим народом. Что же касается практической реализации, договор предполагает согласие сторон. Не вижу не всеобщего обсуждения проблем, не тем более согласия.
Сегодня борьба за выживание системы образования переместилась в область законодательства. Начиная от федерального, заканчивая муниципальным уровнем.
Профсоюз уже не первый год выступает в качестве экспертной организации по подготовке и внедрению федеральных государственных стандартов. Вспомним задачи Стандартов в начальной школе «воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями навыками, компетенциями». Таков должен быть ребёнок 7-10 лет. Каков должен быть учитель, обучающий учеников в XXI веке?
Требования к нему всё возрастают. Но при этом, надо помогать учителю выполнять свои задачи: через эффективную систему повышения квалификации, более объективную оценку труда, чтобы появилась дополнительная мотивация, через создание комфортных условий труда. Это необходимо для того, чтобы могли сказать учителю «Уважаемая Мария Ивановна, мы создали Вам все условия, Вы не перегружены, у вас есть выход в Интернет, у вас достойная заработная плата. И если в итоге нет повышения качества Вашей работы, то у нас есть право сказать, Вам не место в школе». Это в идеале.
На деле объективные сложности с демографической ситуацией, а зачастую, непродуманная политика в сфере образования, высветила наличие значительного числа «лишних» людей, которых рынок труда выталкивает за пределы занятости. Но уже завтра мы столкнёмся с острым дефицитом педагогических кадров. Тем более, что у нас в крае это немалый процент стареющих работников, которым просто не по силам быть современными. А где молодёжь?
Профсоюз свою задачу видит в необходимости способствовать тому, чтобы проблемы в предстоящей перспективе, связанные с особенностями смены поколений работников превратились в новые возможности для повышения качества и уровня использования человеческого потенциала. Отрадно, что Президент глобальной целью обозначил формирование нового «российского человека». В частности – создания гражданского общества. В этом наши намерения с президентом совпадают. Сумеем ли мы построить в своей стране общество, которое соответствовало бы эпохе?
Профсоюз продолжает отстаивать точку зрения, что первичен человек и его нужды, что политика государства должна носить гуманитарный характер. Инновационное общество невозможно развивать, ничего не вкладывая в само общество. Ведь человеческий капитал не только средство модернизации экономики, образования. Человек должен рассматриваться как объект модернизации.
Сегодня особенно важно – чрезвычайно аккуратное и внимательное обращение с человеческими ресурсами. Начиная от руководителей образовательного учреждения, заканчивая обслуживающим персоналом. Ведь зачастую необходимо менять самое сложное – ментальность, шаблонность мышления.
Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования в настоящее время на федеральном, региональном, местном и институциональном уровнях необходимо с привлечением СМИ, общественных организаций проводить мероприятия по созданию нормативного, организационного, кадрового, информационного, материально-технического обеспечения введения ФГОС. В различных территориях создаются координационные органы, призванные обеспечить  вышеобозначенное сопровождение.
Профсоюз первоочередными мерами считает необходимость
  • организации доступности и бесплатности повышения квалификации учителей начальных классов;
  • массового обучения руководителей образовательных учреждений, методического корпуса;
  • соблюдение условий принятия решений о переходе на ФГОС НОО
  • обеспеченность учителей начальных классов необходимыми учебниками и учебными пособиями.
Осуществление эффективного контроля:
  • за гласностью и прозрачностью выполнения всех мероприятий по вышеназванным направлениям;
  • за обеспечением режима труда и отдыха педагогических работников полной и своевременной оплаты внеурочной деятельности.
Что же касается проекта ФГОС основного общего образования, Центральным советом Профсоюза было высказано общее экспертное мнение о том, что представленный проект следует рекомендовать к доработке, поскольку в нём:
  • не содержится всей совокупности документов, предусмотренных стандартом;
  • заложены заведомо невыполнимые санитарно-гигиенические нормы, обеспечения образовательного процесса, бытовых условий;
  • не учитываются предстоящие изменения правового положения образовательных учреждений.
Профсоюз акцентирует внимание на необходимости доработки таких разделов как требования к кадровым условиям, финансовым условиям, определения порядка и методики формирования государственного задания.
Думаю, что обсуждение проекта совместно с представителями власти, различными научными, общественными организациями с учётом особенностей развития краевой системы общего образования продолжится.
Особое внимание Профсоюз уделял  работе с законом №83-ФЗ. Вероятность проблематичности его реализации связана с тем, насколько грамотно и детально будут прописаны краевые и муниципальные нормативные акты. Тезисно обозначу несколько возможных «зон риска».
Ещё в 2006 году был принят закон «Об автономных учреждениях». Но за эти годы единицы перешли в АУ. Значит, у учреждений не было явных стимулов к переходу. И перешли наиболее сильные, с большими возможностями по привлечению внебюджетных средств. 83 ФЗ предполагает обязательный характер перевода. Увеличились ли возможности? Вопрос.
Масса документов должна быть разработана и утверждена.
Формирование перечня услуг. Перечень услуг – основа для финансирования. Если услуги нет в перечне, невозможно её профинансировать, следовательно, как дополнительная она попадает в платные.
Определение типа учреждения.
Казённое и бюджетное учреждение выбирает учредитель.
Для того, чтобы стать  автономным необходимо обращение трудового коллектива к учредителю, который и принимает решение.
Гласность, коллегиальность, разъяснительная работа снимут напряжение в коллективах.
Вопросы формирования госзаданий и требования к качеству госуслуг приведут к росту расходных обязательств краевого и муниципальных уровней. Необходима оценка дополнительного финансирования.
Иначе, отсутствие финансово-экономического обоснования введения новых стандартов начального общего образования создаёт иллюзию простоты реализации, а из-за нерешённости вопросов источников дополнительного финансирования условий и процесса реализации услуг, новые механизмы могут не заработать в полную силу.
Особая тема расчётно-нормативные затраты. «Формульные» или «индивидуальные» нормативы?
Неравенство в расходах бюджетных учреждений серьёзная проблема в определении стоимости услуг.
Существует проблема субъективизма в распределении средств и контроля за полнотой выполнения задания.
При переходе на формирование задания никто не мешает учредителю за одну и ту же услугу разным учреждениям назначить «индивидуальную» цену. Есть опасение, что дифференциация школ по доходам усилится.
Самой большой «головной болью» директора будет тот факт, что число детей в школе непостоянно. Если будет обучено меньше детей,  чем то количество, на которое сформировано задание и перечислены бюджетные средства, то в конце года их нужно вернуть, вне зависимости от того, есть ли средства на счёте. Решения проблемы нет.
Следующая тема.
Вновь принятый порядок аттестации педагогических работников.
Информирую, Профсоюз настоял на исключении:
  • предложений о включении в порядок аттестации педагогических работников положений о присвоении в межаттестационный период статусных званий;
  • положения о процедуре аннулирования квалификационных категорий в случае ненадлежащего исполнения педагогическим работником или руководителем должностных обязанностей;
  • требования, как обязательного основания о направлении документов, подтверждающих повышение квалификации в межаттестационный период (подробные материалы есть у председателей).
В настоящий момент Департаментом общего образования, Министерством образования и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ совместно подготовлены разъяснения по применению положений, предусмотренных вновь принятым порядком аттестации.
Хотелось бы обратить внимание присутствующих, что в соответствии с п.6 документа, предусмотрено требование о включении в состав аттестационной комиссии представителей выборного органа первичной профсоюзной организации. В соответствии со ст.8.1. 82 Трудового кодекса в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.
Возможность определения форм проведения аттестации краевыми органами исполнительной власти предоставляет нам право в отраслевых соглашениях устанавливать льготные процедуры при проведении аттестации. Я надеюсь, совместно с нашим Институтом повышения квалификации мы продумаем рациональные, особые возможности поддержать лучших педагогических работников края.
Стоит обратить внимание на то, что в соглашениях, коллективных договорах в целях создания заинтересованности педагогических работников в выполнении педагогической работы по различным должностям для них могут быть установлены условия оплаты труда с учётом имеющейся квалификационной категории.
Я очень надеюсь, что так же как на федеральном, на краевом и муниципальном уровнях будет организована активная совместная работа по  проведению аттестации. У нас общая задача по совершенствованию качества кадрового корпуса, включая вопросы подготовки, повышения квалификации, обеспечения современных условий труда и отдыха работникам системы образования. Мы не однократно озвучивали желание формирования и реализации краевой программы «Педагогические кадры Ставрополья». Думаю, сегодня можно нашим авторитетным собранием такое решение утвердить.
Подводя итог, можно сделать вывод. Перед нами огромный и по объёму и содержанию нормотворческий процесс. Главное, чтобы это не был сизифов труд. Не хотелось, что бы все нововведения, рыночный характер отношений, требование конкурентоспособности были напрямую связаны с растущим числом неврозов, как у учеников, так и работников.
Для справки. Мы провели мониторинг социальной напряжённости в коллективах края. Из 32 муниципальных образований в четырех педагоги готовы объединиться и в переговорном режиме заявить о проблемах педагогических сообществ. В трёх муниципалитетах настаивают на коллективных протестных действиях. Стоит задуматься.
Мы имеем НСОТ. Во время недавнего визита в наш край высокой комиссии из Столицы я вспомнила один исторический факт.
Лучшей формой предотвращения бунтов была передельная община, когда вся энергия направлялась внутрь.
По-моему, НСОТ – это передельная община внутри школы, передельная энергия – не творческая. Но ещё хуже, это передельная ментальность. С ней справиться будет очень сложно.
Профсоюзные лидеры всегда в двойственной ситуации, они не хотят подвести руководителя (как члена Профсоюза), хотят защитить работников. Вызывает недоумение, что некоторые руководители не являются членами Профсоюза. Не в моих правилах читать нравоучения, но ведь так очевидно, что мы делаем одно и то же дело, именно Профсоюз выступает школой достойной жизни, школой развития общественного потенциала. Что хорошо для Профсоюза – хорошо для страны, а значит для будущего наших детей и внуков.
Реализация таких стратегических планов, о которых мы говорим сегодня, невозможна без полноценных перемен всего общества. Созависимого общества. Пока вопрос о правах человека не будет стоять впереди проблемы экономической модернизации, пока законы не станут работать на человека, а не за счёт человека, пока не будет законного равноправного диалога, результат будет минимальный. Довести всё это до сознания власти, родительской, ученической общественности, социума – это наша задача, потребность, обязанность.
И в заключении. Как нас учили в старой школе, и рекомендуют новые психологи – тим-билдинг (повышение духа команды). Хотите – молитва, хотите – заклинание.
Помните! Всё временно. Мы будем жить дольше того, что происходит в нашей жизни сейчас, а, значит, всё это переживём. С Профсоюзом конечно.